Tarkovsky is back to large screens again

"Solaris" will be released on New Year's holidays in a restored form

Reading time 4 minutes

On December 26, one of the most famous films directed by Andrei Tarkovsky will be released in 70 cities of Russia. It is a movie adaptation of the novel “Solaris” written by a Polish writer, Stanislav Lem. The film was first released in 1972. Immediately after the premiere, it received recognition from the general public and positive reviews from critics both in the USSR and abroad. This is proved by such awards as the Special Jury Grand Prix and the FIPRESCI Prize at the 1972 International Cannes Film Festival, the Prize at the XXVIII International Karlovy Vary Film Festival in 1972, etc. Also, the picture is often recognized as one of the best science fiction movies in the history of cinema. Interestingly, the author of the original source did not accept Tarkovsky’s work.

Андрей Тарковский на съемках «Соляриса»
Andrei Tarkovsky on the set of Solaris

The plot of the film tells a story about the interaction of people with an alien mind discovered on the distant planet Solaris. Like many other Tarkovsky’s films, the main theme of Solaris is various existential problems of a person, such as awareness of self-hatred or acceptance of one’s own fears. The main roles were played by Sergei Bondarchuk’s daughter, Natalia, the famous Lithuanian actor Donatas Banionis, one of the regular actors in Tarkovsky’s films, Anatoly Solonitsyn, as well as Yuri Yarvet, Vladislav Dvorzhetsky and Nikolai Grinko.

Наталья Бондарчук и Донатас Банионис на постере «Соляриса»
Natalia Bondarchuk and Donatas Banionis on the “Solaris” ‘s poster

Restoration of “Solaris” has been carried out at the Mosfilm studio since 2011. Such a long period is a standard for films released more than 40-50 years ago. All defects of the old movie should be eliminated by specialists manually: color correction and sound recording errors. To achieve maximum quality after the restoration, professionals have been working on old materials for years. In addition, “Solaris” is the second restored Tarkovsky’s film in the last year. In October 2018, his 1979 film “Stalker” was released for re-rental. It was about a journey to a mystical room located in a certain forbidden zone. According to rumors, any human desire could be fulfilled there. Just like Solaris, the dramatic parable quickly became a cult and was awarded at the International Cannes Film Festival. Anton Dolin, an editor of the “Cinema Art” magazine, noted that Tarkovsky is one of the few representatives of Soviet cinema whose films still regularly resonate with young people. And not only in Russia: “Stalker” is regularly included in the list of 250 best films according to users of the world’s largest cinema website IMDB. At the moment, the picture is on 181 place. That is why, Dolin believes that the re-releasing of such films on the big screen is justified.

Кадр из фильма «Сталкер»
Shot from the movie “Stalker”

QWERTY – familiar and mysterious

Where the popular keyboard layout came from, and why it doesn’t yield to competitors

Reading time 4 minutes

The name of this keyboard layout came from the first six letters of the top row. QWERTY-keyboard originates in the era of typewriters.

The creation history of the familiar layout is not clear enough
The creation history of the familiar layout is not clear enough

Christopher Sholes, an elaborator of the first typewriters, determined to distribute keys in the simple alphabetical order. However, with an increase of the typematic speed professionals began to encounter a number of problems. For instance, the levers of the letters situated close to each other scraped and sticked with the rapid pushing. By trial and error and constant layout modernization the legendary typewriter «Remington 1» was finally launched. Its keyboard became the prototype of all contemporary ones. The blind method of the typemate, which became popular after typing competitions, helped in promotion of this keyboard layout. Edgar McGurrin, the court secretary, won over another contestant. When the winner was asked about the reasons of his triumph, he said he had typed with ten fingers without looking at the keyboard. His rival typed with only eight fingers staring at the keys, and this method considerably decreased typematic speed. Nowadays, one and a half century later, there are some courses where you can learn the blind way of working on the keyboard.

Why we love QWERTY so much when we are able to switch to other layouts?

Nevertheless, today there are disputes about effectiveness of QWERTY-layout. There were some attempts to supplant familiar layout on more ergonomic one. In 1936 university professor August Dvorak noticed a great number of typos in the work of one of his students. At that time the thought had come to his mind – to invent an absolutely new type of latin keyboard based on more convenient position of vowel and consonant letters. After it in the beginning of the XXI century DVORAK-layout was elaborated by Shay Coleman and obtain the name Colemak. As some studies claimed, these layout types enable to work 2-3 times faster. However, QWERTY doesn’t give in to more contemporary rivals, although every user can switch between layouts with the help of several mouse clicks.

Goodbye, Stan Lee! In memory of your heroes

Eluded by Spider-Man’s fame characters

Reading time 9 minutes

Stan Lee, the legend created Marvel Comics, has passed away at the age of 95. The artist, writer, producer, actor, and neither more nor less than “a person who made comics cool” – that is how the millions will remember Stan Lee. People will love his worlds and heroes as much as they loved him. However, there are characters which were not as popular as Spider-Man and X-Men.

Stripperella

One of the most famous not-popular characters is Strippella – a stripper named Erotica Jones who is also a secret agent.

The DVD cover of Strippella

Besides the enhanced reflexes and senses, superhuman strength, and an astonishing intelligence, Erotica can boast “sexy” martial arts and the arsenal of high-technological devices of questionable usefulness.

In 2003, debuted the eponymous TV-series where the main character was played by Pamela Anderson who gave Strippella her appearance and voice. These superhero series created for adults were rather comic making fun of genre cliches and conditionalities.

Despite the overall success of the series, it was closed down after 13 episodes because of the dispute between Stan Lee and Pamela Anderson. Another reason for this cancellation was that the ex-stripper Janet Clover claimed that Stan Lee stole her idea of this character when she discussed it during a lap dance.

Lightspeed

The next superhero on our list is another secret agent Daniel Light, also known as Lightspeed.

The box-art of Lightspeed

Daniel Light is a government agent who has the ability of super-speed, but this superpower puts him under a risk of getting fatal metabolic damage. Lightspeed gained his powers after surviving a building collapse triggered by the half-man, half-snake terrorist, called Python.

The movie about Lightspeed was released in 2006, and, to put it mildly, it hardly got any responses. Neither the Stan Lee’s status nor Jason Connery  starring as Daniel Light helped the motion picture to stand out.

Mosaic

The next superhero appearing under the Stan Lee Presents banner is Mosaic, also known as Maggie Nelson, aspiring young actress, who gained chameleon-like powers after some supernatural circumstances.

Бокс-арт "Мозаики"
The box-art of Mosaic

Maggie was exposed to an electrical storm and a magic rune which her father, an Interpol agent, had planned to study. After getting under this ancient spell, she possessed the ability to change her appearance, to merge with the environment, and to speak the language of an ancient race Chameliel, the owners of the magic rune. Using her new powers, Maggie investigates series of murders with Chameliel’s involvement and the origin of ancient artifacts.

The eponymous cartoon film was released in January 2007. This time the audience’s reaction was way better than in case of Lightspeed movie.

The Condor

After less than four months, another animated film with an original superhero The Condor saw the light. This movie tells the story of Tony Valdez, a professional skateboarder by day and an avenger in mask by night.

Бокс-арт "Кондора"
The box-art of The Condor

During a dangerous zombie attack, caused by nano-technologies invented by Valdez family, Tony gets severely injured and loses both of his parents. However, his friend Sammi returns him the mobility with similar nano-technology. The action has its side effect which gives Tony superhuman abilities. After gaining his capability to walk, The Condor starts the investigation of his family’s murder, hoping to revenge the killer.

The Condor film was accepted better than  Lightspeed, but comparably worse the Mosaic one. Overall, the audience took the film relatively well.

Chakra The Invincible

One of the most interesting characters is Chakra – an Indian superhero created in collaboration with Graphic India studio.

The cover of the third issue of Chakra: The Invincible

Raju Rai, Chakra The Invincible, is an ordinary boy from Mumbai conducting a research on chakra energy with the scientist Dr. Singh. Together they develop a technological suit that weaponizes all the Chakras in the body. Raju can fly, emit the energy beams and has superpowers. Using his superhuman abilities, he protects Mumbai from different scourges and dangerous villains.

Chakra The Invincible is one of the most successful Stan Lee’s original projects. The story turned into three animation films which were released in English and Hindi, series of comics, video games and toys.

Karakuridouji Ultimo

You would not expect the Stan Lee’s authorship behind the next story referring to Karakuridouji Ultimo. This character was created by Stan Lee and Hiroyuki Takei, a Japanese manga artist, best known as the creator of Shaman King.

Обложка первого тома манги "Механический мальчик Ultimo"
The cover of the first issue of  Karakuridouji Ultimo

This manga is about two robots, Ultimo and Vice, created in feudal Japan by Dr. Dunstan to be “perfect good” and “perfect evil”. Ultimo possesses the ability to transform into animal-like shapes, such as lions and cranes, and to manipulate time and space.

The pilot of Karakuridouji Ultimo was published in 2008, and it was positively met by the audience intrigued by a new shift in Stan Lee’s works.

Heroman

Another product of collaboration with Japanese manga artists is Heroman created by Stan Lee and Tamon Ohta.

A frame from Heroman. To the left – Joey, to the right – Heroman

Heroman, to be more precise, is actually two characters in one. On one hand, it is orphaned American boy Joey, from another — a robot Heroman which Joey fixed himself. Together they resist the alien attack caused by Joey’s school teacher.

Originally, Heroman was a broken toy that Joey repaired, but could not make work. However, a strange bolt of lightning brought Heroman to life, turned it into a giant robot, and gave Joey a special gauntlet. With its help, Joey could control Heroman.

For the first time Heroman was released as a manga in 2009 and has been publishing until 2012. Then, in 2010, the Bones studio produced an anime adaptation consisted of  26 episodes

Тарковский снова на больших экранах

Фантастическую драму «Солярис» в новогодние праздники вновь выпустят в прокат в отреставрированном виде

Время чтения: 4 минуты

26 декабря в 70 городах России выйдет в повторный прокат одна из самых известных картин Андрея Тарковского «Солярис», экранизация одноименного романа польского писателя Станислава Лема. Впервые фильм вышел в 1972 году. Сразу же после премьеры он получил признание со стороны широкой публики и положительные отзывы критиков как в СССР, так и за его пределами. Это доказывают такие награды, как Специальный гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ на Международном Каннском кинофестивале 1972 года, Приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году и др. Также картина нередко признается одной из лучших в истории кинематографа в жанре научной фантастики. Интересно, что при этом автор первоисточника не принял работу Тарковского.

Андрей Тарковский на съемках «Соляриса»
Андрей Тарковский на съемках «Соляриса»

Сюжет фильма рассказывает о взаимодействии людей с инопланетным разумом, обнаруженным на далекой планете Солярис. Как и многие другие фильмы Тарковского, основная тема «Соляриса» — различные экзистенциальные проблемы человека, такие как осознание ненависти к самому себе или принятие собственных страхов. Главные роли исполнили дочь режиссера Сергея Бондарчука Наталья, известный литовский актер Донатас Банионис, один из постоянных актеров в фильмах Тарковского Анатолий Солоницын, а также Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько.

Наталья Бондарчук и Донатас Банионис на постере «Соляриса»
Наталья Бондарчук и Донатас Банионис на постере «Соляриса»

Реставрация «Соляриса» велась на студии «Мосфильм» с 2011 года. Такой долгий срок — норма для фильмов, вышедших более 40-50 лет назад. Все дефекты старой пленки устраняются специалистами вручную, а именно: происходит цветокоррекция, исправляются ошибки с записью звука. Чтобы добиться максимального качества по окончании реставрации, профессионалы работают над старыми материалами годами. Кроме того, «Солярис» — это уже второй отреставрированный фильм Тарковского за последний год. В октябре 2018 в повторный прокат вышла его картина «Сталкер» 1979 года. В фильме рассказывалось о путешествии к мистической комнате, расположенной в некой запретной Зоне. Согласно слухам, в ней могли исполниться любые желания человека. Так же, как и «Солярис», драматическая притча быстро стала культовой, была отмечена наградами на Международном Каннском кинофестивале. Редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин отметил, что Тарковский — один из немногих представителей советского кинематографа, чьи фильмы до сих пор регулярно вызывают отклик у молодежи. И не только у российской: «Сталкер» регулярно входит в список 250 лучших фильмов по версии пользователей крупнейшего в мире веб-сайта о кинематографе IMDB. На данный момент картина занимает 181 место. Именно поэтому, считает Долин, заново выпускать такие фильмы на большой экран оправданно.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

QWERTY – привычная и загадочная

Откуда произошла популярная раскладка, и почему она не уступает конкурентам

Время чтения: 4 минуты

Название этой раскладки произошло от 6 первых букв верхнего ряда. QWERTY-клавиатура берёт начало из эпохи печатных машинок.

История создания привычной раскладки не совсем ясна.
История создания привычной раскладки не совсем ясна.

Кристофер Шоулз, разработчик первых печатных машин, решил расположить клавиши в простом алфавитном порядке. Но с возрастанием скорости набора на клавиатуре профессионалы стали сталкиваться с рядом проблем. Например, рычажки стоящих рядом букв при быстром нажатии задевали друг друга и залипали. Путем проб и ошибок, постоянной модернизации раскладки, наконец была выпущена легендарная печатная машинка «Ремингтон 1», клавиатура которой и стала прототипом всех современных. На ней была установлена раскладка QWERTY.

Популяризации именно этой раскладки помог слепой метод набора текста, ставший известным после соревнований по печатанию. Эдгар Макгурин, секретарь суда, одержал победу над другим конкурсантом. Когда у победителя спросили, в чем секрет его триумфа, он сказал, что печатает 10-ю пальцами и не смотрит на клавиатуру. А его соперник использовал в работе только 8 пальцев и не отрывал взгляд от клавиш, что значительно снижало скорость написания текста. Сегодня, спустя почти полтора века, существуют курсы, на которых можно овладеть слепым способом работы на клавиатуре.

Почему мы любим QWERTY, если переключиться на другие раскладки так просто?
Почему мы любим QWERTY, если переключиться на другие раскладки так просто?

Однако сегодня ведутся споры об эффективности QWERTY-раскладки. Были попытки вытеснить привычную раскладку более эргономичными. В 1936 году профессор университета Август Дворак заметил большое количество опечаток у одной из своих студенток. Тогда к нему пришла мысль о создании совершенно нового типа латинской клавиатуры, основанной на более удобном расположении гласных и согласных букв. Затем в начале XXI века раскладка Dvorak была доработана Шаем Коулманом и стала носить название Colemak. Как утверждается в некоторых исследованиях, эти типы раскладок позволяют работать на клавиатуре примерно в 2-3 раза быстрее. Но QWERTY не сдаёт позиции перед более современными конкурентами, хотя  каждый пользователь сегодня может переключиться между раскладками с помощью нескольких щелчков мыши.

Прощай, Стен Ли! Вспоминаем твоих героев

Персонажи, которых обошла стороной слава Человека-паука

Время чтения: 9 минуты

В возрасте 95 лет скончался Стен Ли – человек, подаривший нам вселенную комиксов «Marvel». Художник, писатель, продюсер, актёр и ни много ни мало «человек, который сделал комиксы крутыми» – таким Стена запомнят миллионы. Будут помнить и любить и его миры, его героев. Но есть у Стена Ли персонажи, которых слава Человека-паука и Людей Икс обошла стороной.

Stripperella/Стрипперелла

Один из самых “известных неизвестных” персонажей Стрипперелла – стриптизёрша по имени Эротика Джонс, которая по совместительству работает секретным агентом.

Обложка DVD-издания Стриппереллы
Обложка DVD-издания Стриппереллы

Помимо обострённых чувств и рефлексов, сверхчеловеческой силы и сообразительности Эротика может похвастаться мастерским владением сексуальными боевыми искусствами, а также арсеналом из неоднозначных высокотехнологичных гаджетов.

В 2003 году свет увидел одноимённый мультсериал, в котором главную роль исполнила Памела Андерсон, которая подарила Стрипперелле свою внешность и голос. Сериал был рассчитан на взрослую аудиторию и был больше комедийным, чем супергеройским, высмеивая всевозможные жанровые клише и условности.

Несмотря на неплохие показатели сериала, спустя 13 эпизодов он был закрыт из-за творческих разногласий между Стеном и Памелой Андерсон, а также из-за иска от экс-стриптизёрши Джанет Кловер, которая утверждала, что Ли украл у неё идею персонажа.

Lightspeed/Скорость света

Следующим в нашем списке идёт ещё один секретный агент – Даниэл Лит, также известный как «Скорость света».

Бокс-арт "Скорости света"
Бокс-арт DVD-издания “Скорости света”

Даниэл служит в правительственного подразделении «Отряд Призраков» и, как следует из псевдонима, способен передвигаться со скоростью света, пусть и рискуя при этом получить критические метаболические повреждения. Эту способность он приобрёл вследствие несчастного случая, спровоцированного террористом, получеловеком-полуящером по прозвищу Питон.

Скорость света удостоился собственного полнометражного фильма, который был принят, мягко говоря, никак. Не помог фильму ни статус Стена, ни лицо Джейсона Коннери в роли Даниэла.

Mosaic/Мозаика

Следующим оригинальным персонажем, выступавшим под баннером «Stan Lee Presents», была Мозаика, также известная как Мэгги Нельсон, молодая и подающая надежды актриса, чьи способности к перевоплощению внезапно улучшились в силу сверхъестественных обстоятельств.

Бокс-арт "Мозаики"
Бокс-арт DVD-издания “Мозаики”

Мэгги попала под влияние электрического шторма и древнего магического амулета, который должен был изучать её отец, сотрудник Интерпола. Попав под эффект древней магии, Мэгги получила способность изменять свой внешний облик, сливаться с окружающей средой подобно хамелеону, а также говорить на языке расы Хамельел (Chameliel), которой и принадлежал этот амулет. Используя свои новые способности, Мэгги расследует серию убийств с участием Хамельел и происхождение магических артефактов.

В январе 2007 года вышел одноимённый мультфильм. На этот раз реакция аудитории была заметно теплее, чем в случае со «Скоростью света».

The Condor/Кондор

Спустя неполных четыре месяца, вышел следующий мультипликационный проект с оригинальным персонажем – «Кондор», повествующий о похождениях Тони Валдеза (Tony Valdez), профессионального скейтбордиста и мстителя в маске.

Бокс-арт "Кондора"
Бокс-арт DVD-издания “Кондора”

Во время атаки зомби, спровоцированной нанотехнологией, которую разработали родители Тони, он потерял ноги и родителей. Подруга Сэмми возвращает ему мобильность с помощью аналогичной нанотехнологии. В качестве побочного эффекта Тони приобретает сверхчеловеческие способности. Вернув возможность двигаться и получив новые силы, он начинает расследование смерти своих родителей, желая отомстить преступнику.

«Кондор» был воспринят чуть лучше, чем «Скорость света», но хуже, чем «Мозаика», в целом аудитория приняла его относительно неплохо.

Chakra The Invincible/Неуязвимый Чакра

Одним из интересных персонажей также является Чакра – индийский супергерой, созданный в сотрудничестве со студией Graphic India.

Обложка третьего выпуска комикса "Chakra: The Invincible"
Обложка третьего выпуска комикса “Chakra: The Invincible”

Раджу Рай, он же Неуязвимый Чакра – обычный мальчишка и Мумбаи, усердно трудящийся вместе со своим наставником, доктором Сингхом, над исследованием энергии чакры. Они создают особый костюм, позволяющий раскрыть внутренний потенциал человеческого тела и его чакры. Раджу способен летать, испускать энергетические лучи и обладает суперсилой. Используя обретённые способности, он защищает Мумбаи от различных напастей и опасных суперзлодеев.

«Chakra The Invincible» – один из наиболее успешных оригинальных проектов Стена Ли. Супергерой удостоился трёх мультипликационных фильмов, выходивших на английском и хинди, которые были очень тепло встречены, а также серии комиксов, видеоигр и игрушек.

Karakuridouji Ultimo/Механический мальчик Ultimo

За следующем героем совсем не ожидаешь увидеть авторство Стена Ли. Речь идёт о «Механическом мальчике Ultimo», которого Ли создал вместе с Хироюки Такэи, японским мангакой и автором культового «Короля Шаманов».

Обложка первого тома манги "Механический мальчик Ultimo"
Обложка первого тома манги “Механический мальчик Ultimo”

История манги «Механический мальчик Ultimo» разворачивается вокруг двух роботов, Ultimo и Vice, которые были созданы ещё во времена феодальной Японии неким доктором Данстером и представляют из себя «абсолютное добро» и «абсолютное зло» соответственно. Ultimo способен трансформироваться в различные звероподобные формы, например, льва и журавля, а также манипулировать временем и пространством.

Пилотный выпуск «Механического мальчика Ultimo» был опубликован в 2008 году и был тепло встречен аудиторией, заинтригованной необычным направлением нового творения Стена.

Heroman/Герой

Ещё одним результатом сотрудничества Ли с японскими мангаками является манга Heroman, созданная вместе с Тамоном Ота.

Кадр из аниме "Heroman". Джоуи - слева, Heroman - справа.
Кадр из аниме “Heroman”. Джоуи – слева, Heroman – справа.

Heroman, или «Герой», как его называют в русскоязычном пространстве, по сути является не одним, а сразу двумя персонажами. С одной стороны – подросток-сирота Джоуи, с другой – робот «Heroman», которого он починил. Вместе они противостоят инопланетному вторжению, которое вызвал школьный учитель Джоуи.

Изначально «Heroman» был обычным игрушечным роботом, которого Джоуи починил, но никак не мог заставить работать. На помощь ему пришла странная молния, которая, попав в игрушку, превратила его в гигантского робота, и подарила Джоуи особую перчатку, которая позволяла ему контролировать «Героя» и давала суперсилы.

«Heroman» впервые появился на свет в 2009 году в форме манги, выходившей вплоть до 2012 года. В 2010 студия Bones сняла аниме-адаптацию манги, продлившуюся 26 эпизодов.